Подпись:  




Учитель начальных классов высшей категории
МОУГ № 2 г. Новокубанска
Церетьян Светлана Сергеевна


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ТЕМА: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

 

ЦЕЛЬ:

                                  Обогащение словарного запаса;

                                  Воспитание нравственных чувств;

                                  Расширение кругозора учащихся.

 

ХОД  УРОКА

I.       ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ (1-2 МИН.)

II. ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

- Ребята! Какое произведение вы читали дома («Барбос и Жулька»).

- О чём это произведение?

- А кто автор этого рассказа? (А.И. Куприн)

- Что вы узнали о Куприне из вступительной статьи?

- Какое занятие было больше всего ему по душе? (Работа с детьми).

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ. Да, действительно, Куприн очень любил детей. Сам он говорил: «Работа с детьми! Ведь я был и гувернером и репетитором». А гувернер – это воспитатель детей, приглашенный в семью. А.И. Куприн готовил детей к поступлению в гимназию. Он автор также широко известных рассказов для детей, таких как «Детский сад», «В недрах земли», «Белый пудель», рассказы о природе «Скворцы», «В зверинце». Но сегодня на уроке мы будем работать над его произведением «Барбос и Жулька».

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. И прежде чем приступить к чтению, я поясню вам значение некоторых трудных слов, которые встречаются в тексте. Итак

1.     Пудель – это комнатная собака с курчавой шерстью.

2.     Сталактиты – это такие известковые образования в виде сосулек, спускающихся с потолка пещеры.

3.     Отставные чиновницы – это жёны государственных служащих, которые имели служебное звание.

4.     Подворотня – это широкая щель между воротами и землёй.

5.     Триумфальное шествие – это блестящее, победное шествие.

6.     Причудливые фестоны – это небольшие зубчатые выступы по краям штор, занавесок, отделки женского платья.

(Все слова на доске написаны).

Ребята! В общении друг с другом многие слова мы употребляем, понимаем, но не можем чётко и лаконично выразить их значение. Будем этому учиться. А помогут нам специальные словари, которые называются толковыми (Показ словарей). Некоторые ребята, например, уже работали дома с этими словарями и сейчас дадут нам толкование некоторых слов из текста:

а) подпалины – (А. Еремин)

б) деликатность – (Р. Башлиев)

в) снисходительность – (Д. Андрусенко)

г) искони – (Е. Гончарова)

А были ли ещё незнаковые слова?

Спасибо ребята!

IV. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА. А сейчас переходим к чтению текста. (Учитель, ученик)

- Какое впечатление произвёл этот рассказ на вас?

- Что вас затронуло?

- Как вы думайте, почему писатель описал подробно внешний вид собаки?

- Можно ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок?

- Какую пословицу мы вспомним здесь?

- Что вы можете сказать о характере каждой собаки?

- Как Куприн называет отношения, сложившиеся между собаками? (Прочитайте).

- Сравните их характеры.

- Найдите в тексте предложения, где говорится об отношении людей к животным (стр. 214,215).

- Кто лучше всех понимал собак?

V. БЕСЕДА ПО ПРОЧИТАННОМУ. Ребята! Как закончился рассказ (печально).

- Прочитайте.

- Да. Но это о жизни животных, об отношении людей к животным по А.И. Куприну.

- А какой конец вы бы хотели придумать?

- Попробуйте, 2-3 предложениями выразить свою мысль.

Учитель. Из выше сказанного вами, можно сделать вывод, что все вы очень любите домашних животных, понимаете их, дружите с ними. Но вы их не только любите, но и посвящаете им свои маленькие рассказы, сочинения и даже стихи. Сегодня некоторые  из них мы послушаем (2-3 ученика читают свои собственные стихи о животных).

А свою любовь, преданность к ним некоторые ребята отразили в рисунках. Посмотрите, какие они все разные, но красивые. Такими видите вы, их хозяева (выставка рисунков).

Спасибо Вам, ребята!

VI. ИТОГ УРОКА. А что вы можете сказать о человеке, который написал такой рассказ. (Любил животных, очень наблюдательный).

- Что хотел сказать Куприн людям своим рассказом?  (Быть чутким и внимательным, добрым, понимать животных, жить с ними в дружбе).

Ребята! Человеку свойственна доброта, сострадание, отвращение к жестокости и насилию. Лучшая проверка этих качеств – это наше отношение к животным.

VII. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (пересказ кульминационного момента).

 

Hosted by uCoz