Краснодарский край

говокубанск

муниципальное общеобразовательное

учреждение гимназия №2

муниципальное образование

 Новокубанский район

 

 

Интегрированный урок

по теме:

«Красота в себе. Красота мира вокруг нас. Валентин Берестов «Честное гусеничное». Изображение и реальность. Автопортрет

\Интеграция литературного чтения с изобразительным искусством\

                                          

 

                                            проведён во 2 «Г» классе

                                            МОУгимназии №2

                                            г. Новокубанска   

                                            учителем начальных классов

                                            Корчагиной М.А.

 

Цели:

*способствовать развитию интереса к самому процессу чтения, потребности читать,

*ознакомить с разновидностью жанра портрета (автопортрет).

 

Задачи:

*способствовать формированию типа правильной читательской деятельности: прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстраций; понимание авторской позиции; самостоятельное оценивание прочитанного произведения; работа по наращиванию темпа чтения (используя различные виды чтения);

*способствовать развитию умения всматриваться, быть наблюдательным, видеть красоту в себе, красоту мира вокруг себя; способствовать развитию глазомера, художественного вкуса;

*способствовать воспитанию бережного отношения к природе, осознанию истинных ценностей человеческого сердца.         

 

Оборудование:

*ноутбук, проектор, экран

*альбом, кисти, акварельные краски, зеркальце

.Организационная часть.

   1).Проверка готовности рабочего места.

   2).Дыхательная гимнастика:

        *Вдох (4)  → Задержка (2) →Выдох (8)

        * «Катание по радуге».

   3).Артикуляционная гимнастика:

        *чищу зубы;

        *круглая конфетка;

        * «Дятел», «Болтушка».

II.Работа с текстом до чтения.

-Ребята, о ком пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадку:

Расту червячком, питаюсь листком,

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу, но снова весной

Я вдруг оживаю, свой дом покидаю.

-Кто это? (Гусеница, куколка, бабочка)

Слайд 1.

-Итак, речь пойдёт о гусенице, и называется наше произведение…

Слайд 2. «Честное гусеничное».

-Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу слово.

-Кто так мог сказать? (Гусеница).

-Интересное дело. Получается, гусеницы разговаривают?

-А вы представьте, что гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение будем читать? (Сказку).

-Кто автор сказки?

-Итак, откройте стр. 128 учебника. Рассмотрите иллюстрацию.

-О какой героине мы узнали?

-Где же тут гусеница? (Превратилась в бабочку).

-Предположите, чем могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что…»

 

-Итак, прежде , чем начнём читать произведение, давайте определимся с целью нашего прочтения, для чего мы читаем эту сказку?

 

 

Ш.Чтение текста учителем.

-Итак, что же пообещала гусеница? Возможно, кто-нибудь из вас выдвинул верное предположение?

 

IV.Чтение текста по частям. Работа с текстом во время чтения.

 

1-2 абзац. Чтение – эхо за учеником.

-Чему радовалась Гусеница? Какая она?

-О чём сожалела Гусеница?

 

3-4 абзац. Чтение  - молния.

-В чём выразилось везение гусеницы?

-Что ожидала услышать она?

-А что услышала? Обрадовали её слова девочки? Согласны ли вы с девочкой? Что бы мы могли посоветовать этой девочке?

-Что решила гусеница?

 

5-7 абзац. Чтение про себя.

-Как гусеница держала слово?

-Легко ли было сделать кокон?

-Как она трудилась?

-Каким словом «играет» писатель?

-Что имела в виду гусеница, говоря, что она совершенно замоталась? (Устала, утомилась и замотала себя шёлковой ниткой; она могла употребить это слово и в прямом, и в переносном смысле).

 

8-10 абзацы. Чтение «Буратино».

-Что происходило с гусеницей в коконе?

-Как она выбралась?

-Догадались ли вы, почему она «падала вверх»?

 

С 11 абзаца до конца. Чтение «Кенгуру».

-Почему девочка восхищалась бывшей Гусеницей?

-Почему Гусеница не поверила девочке?

-Какой увидела себя Гусеница в капле росы?

-О чём вы узнали из этой сказки?

Слайд  \Превращение гусеницы в бабочку\

-А кроме превращения Гусеницы в Бабочку? Что вы узнали вообще о жизни?

-Прочитайте самые последние слова Бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом?»

 

Слайды 3 – 12.

-Да, как много чудес в природе! Надо быть внимательным, чтобы они тебе открывались. Сказка В.Берестова напоминает по идее сказку Г.Х.Андерсена. Какую? Чем?

 

ФИЗМИНУТКА. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

 

-Да, ребята, многие сказки, которые вы читаете (и в нашем учебнике) – о красоте.

-Как вы думаете, почему многие писатели стараются увидеть красоту в окружающем мире, в людях и помочь нам её увидеть тоже?

-Для чего нужна красота? Что она может?

-Назовите, что в окружающем вас мире кажется вам красивым?

-А люди?

 

V.Изображение и реальность. Подготовительные упражнения к написанию «Автопортрета».

 

-Ребята, во что смотрелась гусеница, бабочка, чтобы полюбоваться своей красотой? (В каплю росы).

-Что она видела в капле росы? (Своё отражение).

-Как бы нам увидеть своё отражение?

-Возьмите своё зеркальце и посмотрите в него… Что вы видите в нём? Нравится ли вам то, что вы видите? О какой красоте идёт речь, если мы смотримся в зеркало? Какая красота есть ещё у человека? Как её можно увидеть? Назовите самые большие ценности человека. Где они хранятся? Очень важно видеть в себе красоту. Как можно чаще показывать ценности своего сердца.

-Сегодня на уроке, ребята, перенесём теплоту наших душ, красоту человеческого лица на лист бумаги. Мы сегодня художники-портретисты. Но необычные.

 

 

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на вас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Или смотрит балерина,

Или Вовка, твой сосед,

Обязательно картина

Называется …портрет.

-Итак, что такое портрет нам понятно. Мы с вами уже знакомы с такой работой. А если пишут сами себя, как будет называться эта картина?  (Автопортрет)

В коллекции практичеки всех известных художников есть свои собственные портреты.

Например,…

Слайды 14-26.

 

-Себя можно нарисовать различными способами: по памяти, глядя в зеркало. Сегодня мы будем писать автопортрет, глядя в зеркало. Прежде, чем приступить к работе…

Посмотрите в зеркало. Обведите пальчиком своё лицо. Какой оно формы? Потрогайте, какое оно гладкое, тёплое. Обратите внимание на лоб – открытый он или его прикрывает чёлка. Какого цвета волосы? Обратите внимание на длину волос, видны ли из-за них уши7 На каком уровне расположены уши  по отношению к глазам? Какой формы глаза? Обведите их пальчиком. Попробуйте рассмотреть их. Какого они цвета? Посмотрите, белое в глазах – это белки, они у всех белого цвета; в самом центре глаза – зрачок; зрачки у всех чёрные. Вокруг зрачка радужная оболочка. Вот радужные оболочки у всех разные: голубые, серые, зелёные, карие.

На глазах ресницы, над глазами брови. Потрогайте, какие пушистые, мягкие реснички. Обведите пальцем брови. Посмотрите, что находится в самом центре лица? (Нос). А какая часть лица больше всего указывает на его выражение, на то, смеётся человек, грустит, плачет или сердится? (рот, губы). Как по губам мы можем узнать, что человек улыбается? (Уголки губ направлены кверху).

Попробуйте сделать весёлое выражение лица, грустное, спокойное.

Посмотрите, что находится между головой и туловищем (шея). Посмотрите, плечи шире головы или уже?

VI. Рисование автопортрета, глядя в зеркальце.

 

VII.Организация выставки работ учащихся.

 

VIII. Итог урока.

 

-О чём, ребята, мы с вами серьёзно разговаривали на уроке? (О красоте).

-Для чего нужна красота? Что она может?

«Красота спасёт мир» - да! Но необходимо научиться видеть её в окружающем мире, в людях, в самих себе и как можно чаще показывать ценности своего сердца. И тогда не только не растеряешь добра и теплоты, но ещё и приобретёшь во сто раз больше!

 

 

Hosted by uCoz