Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия  № 2

г. Новокубанска
 Краснодарского  края

Внеклассное мероприятие

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ

П У Т Е Ш Е С Т В И Е 
П О   Л Е Р М О Н Т О В С К И М   
М Е С Т А М. . .

 

АВТОР  СЦЕНАРИЯ:
СОРОКОПУДОВА
СВЕТЛАНА
ВАЛЕРЬЕВНА

 

             

                        2007 год.

 

Литературно – музыкальная  композиция

"Путешествие по Лермонтовским местам…"

 

 

Цель:  расширить  представление  учеников  о  личности  поэта,  о  его  жизни,  познакомить  с  его  лирикой.

Оборудование:  мультимедийный  проектор; слайды,  отражающие  панораму  тех  мест,  где  жил  и  работал  Лермонтов;  телевизор; диск с записью  вопросов,  задаваемых  детям учителями; звукоусилительная  аппаратура;  рояль;   оформление  зала.

Методические  приёмы: игра – путешествие,  телемост,  выразительное  чтение,  исполнение  романсов  на  стихи  Лермонтова  и  хореографическая  композиция  «Полька – Мазурка».

 

1       слайд – горы,  пустой  слайд(  перед  началом)

2       слайд – заголовок,  портрет(  выход  учителя)

3       слайд – стихотворение(  переключение в  течение чтения)

Учитель:

Как в прошлый век, печально и светло

Слетает лист берёзы в день осенний

Как будто в мире не произошло

С тех пор ни войн, ни бед, ни потрясений.

 

Но лист коснулся гробовой плиты

И содрогнулся мир, покой разрушив,

И нас вернул из тлена суеты

Вот в этот день к живым и мёртвым душам.

 

И я гляжу с тоской на облака,

Плывущие сквозь вечность над планетой,

И прихожу к подножью Машука,

Чтоб ощутить трагедию поэта.

 

Мятущийся, как парус над волной,

И жаждущий неиствовствущей бури

Он  оборвал на взлёте голос свой,

Шагнув навстречу смертоносной пуле!

 

…Богаты мы ошибками отцов!

Как страшно вдруг понять сквозь годы это

Не сгинувшее в сонме голосов

Жестокое пророчество поэта.

                                             И.Белоусов.

4  слайд – .27  июля  1814  года

         165 лет назад 27 июля творилось что-то странное с природой. Погода стояла дивная, ласковая. И вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск. Страшные удары грома следовали один за другим. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем.

5  слайд – Пятигорск.

Это произошло в 1841 году в двух километрах от Пятигорска у подножья горы Машук, где на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт, прозаик и драматург, чьи произведения волнуют и всегда будут волновать нас высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью. Русская школа хранит и поддерживает память о родном поэте. И сегодня мы вам это докажем.

         В этом зале собрались не туристы, а учащиеся гимназии №2. Но, оказывается, что и их пути иногда сходятся. Сходятся тогда, когда наши ученики находятся не на обычном уроке, а отправляются в путешествие. С той только разницей, что туристы следуют по своим маршрутам, а мы по своим. Сейчас мы повторим Лермонтовские, ведь так хочется представить себе жизнь этого гениального поэта, по воле судеб ставшего путешественником.

         - А представить её, не побывав там, где бывал он, и, не повидав то, что он видел – просто невозможно!

         - А поэтому  в путь. И нас ждёт не просто путешествие, мы открываем телемост. Внимание на экран.

 

Включается телевизор . Первый вопрос задает учитель английского языка МОУГ № 2  Далёкая  Е.П.

 

6       слайд – «Гляжу  на будущность» (детские  портреты)

         Здравствуйте, я учитель иностранного языка. Знаю, что в этом году празднуется юбилей со дня смерти гениального поэта М.Ю.Лермонтова. Со школьной скамьи помню, что великий поэт родился в Москве 15 октября 1814 года.

 

 

7 слайд – родители  поэта.

Мать Лермонтова умерла, когда ему не было 3-х лет, а отец, капитан в отставке, вскоре после смерти жены уехал.

8  слайд – «Я  сын страданья» ( бабушка и  внук)

Бабушка же заменила мальчику мать. И они жили вместе в Пензенской губернии в своём имении Тарханы.

9       слайд – «Кругом  родные все  места» (Тарханы)

Расскажите, пожалуйста, об этом очаровательном месте, где прошло детство Лермонтова, и которое является творческой колыбелью поэта.

 

Группа детей, ответственная за Тарханы . (В процессе ответа учащихся идет показ слайдов с изображением Тарханов.

 

10 слайд – Тарханы( картина)

1-ый уч.    

- В знойные летние дни и зимние вьюги, в пору весеннего цветения и под холодный осенний дождь, в любую погоду тысячи людей приезжают в Лермонтовский Музей – заповедник «Тарханы», расположенный в Белинском районе Пензенской области.

2-ой уч.

11 слайд – бабушка  Арсеньева.    

- Старинное село, именовавшееся в XVIII веке "Николаевское", было куплено в 1794 году бабушкой М.Ю.Лермонтова – Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, урождённой Столыпиной. Поселившись там, Елизавета Алексеевна энергично занялась хозяйством и устройством усадьбы.

12  слайд   пруд.

По берегам старого Большого пруда были разбиты парк и сады, построен барский особняк и различного рода хозяйственные помещения.

3-ий уч.     

Центральная часть усадьбы – два заново сделанных пруда.

         - Верхний и средний.

13 слайд – дом  без заглавия.

 

4-ый уч.    

После смерти Марии Михайловны Лермонтовой, была построена небольшая церковь  и новый деревянный дом с мезонином, в котором Лермонтов жил с 1818 по 1827, в 1828,1836 годах.

 

 5ый уч. 

   Этот дом претерпел многое:

         - После смерти Арсеньевой, его пытались разобрать, в 1908 году он сильно пострадал от пожара, потом был восстановлен. И уже в 1973 году дом реставрировали с максимальным приближением к виду Лермонтовского времени.

14 слайд – Дом – музей.

1-ый уч.    

Глядя на экран, вы совершите экскурсию по Дому-музею в Тарханах.

15  слайд – комната,  рояль.

2-ой уч.

         - Вы видите зал, в котором находится любимый рояль поэта,

         - платок, принадлежащий матери поэта,

16  слайд – «Люблю  дымок…»( дуб)

         - личные вещи Лермонтова и его классную комнату,

         - а также, полюбуйтесь, как прекрасен пруд в Тарханах, как могуч дуб, посаженный Лермонтовым.

17  слайд - портрет

3-ий уч.   

Открывая любой томик произведений Лермонтова, на многих его страницах читатель чувствует отблеск тархановской поры.  

-         Средь печальных полей детства запал в душу горьковатый дымок осеннего горящего жнивья и вылился щемящей строкой:

-         «Люблю дымок спалённой жнивы».

4-ый уч

Именно образ родных Тархан вспоминался ему в холодном Петербурге:

«Зелёной сетью трав подвергнут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями».

5ый уч.

 И именно здесь, в Тарханах, к нему пришло то великое чувство жизни, о котором он сказал: «Люблю Отчизну я ….»/Чтение наизусть/

18  слайд – «Родина»

1-ый чтец:

Люблю отчизну я, но сладкою любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник ,вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топотом и свистом

Под говор пьяных мужиков.

19  слайд – портрет

1-ый уч

В 1828 году в Тарханах во время каникул им была написана поэма «Черкесы», а зимой в 1836 году он создал драму «Два брата», поэму «Сашка», стихотворение «Умирающий гладиатор».

2-ой уч.

Родными местами навеяны образы многих лирических стихотворений, в том числе таких шедевров, как «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива» и другие.

3-ий уч.

         Стихи Лермонтова – лучший путеводитель по Тархановскому парку:

Любил с начала жизни я

Угрюмое уединение,

Где укрывался весь в себя

Бояся, грусть не утая,

Будить людское сожаление.

20  слайд – картины Лермонтова.

4-ый уч

В своих стихотворениях он пытался запечатлеть истинную

красоту природы.

 

Из окон был прекрасный вид кругом.

Налево, то есть к западу, рядами

Блистали кровли, трубы и потом

Меж ними церковь с круглыми главами.

И кое-где в тени – отрада днём –

Уютный сад, обсаженный рябиной,

С беседкою, цветами и малиной.

21  слайд – портрет  на  природе.

5ый уч.

Все произведения, написанные М.Ю.Лермонтовым, прямо или косвенно связаны с Тарханами. В них есть и описание природы заповедника, и имеются истории и события, поведанные в усадьбе. Любовью Лермонтова к малой Родине проникнуты все его творения. И Тарханы для Лермонтова -0 источник вдохновения и спутник всей его жизни.

22 слайд – Тарханы – обобщение(портрет)

ЗВУЧИТ  РОМАНС  «МОЛИТВА»

(исполняет  Савельева  Н.С.)

 

В минуту  жизни  трудную

Теснится  в  сердце  грусть:

Одну  молитву  чудную

Твержу  я  наизусть.

 

Есть  сила  благодатная

В  созвучье  слов  живых,

И  дышит  непонятная,

Святая  прелесть  в  них.

 

С  души  как  бремя  скатится,

Сомненье далеко –

И  верится  и  плачется,

И  так  легко,  легко…

Включается телевизор . Второй вопрос задает учитель музыки

МОУГ №2   Прокопьева  Н.П.

 

 

Здравствуйте, ребята! Я очень люблю читать стихотворения Лермонтова, и не раз обращалась к его творчеству. Кроме того, в этом году моля дочь поступила в высшее учебное заведение, находящееся в г. Москве. Зная, что Лермонтов тоже учился в столице нашей Родины. И, покидая Москву, поэт говорил: «Если бы мне позволено было оставить службу, с каким удовольствием поселился бы я здесь навсегда». Как вы думаете, почему?

 

23  слайд – Москва  и  Подмосковье.

Группа детей, ответственная за Москву . (В процессе ответа учащихся идет показ слайдов с изображением Москвы.

 

1-ый уч.

М.Ю.Лермонтов родился в древней русской столице. В Москве прошли отрочество и юность поэта. Здесь он прожил 5 лет (с1827-1832гг), насыщенных разнообразными впечатлениями и до отказа заполненных учебными занятиями, творчеством, чтением, беседами в дружеском кругу, любительскими спектаклями, посещениями театра, а также поездками по Подмосковью.

24  слайд – «Москва.  Москва!..»

2-ой уч.     

Но особо Лермонтов  в  юности  любил посещать каждый вторник тогдашнее великолепное Московское благородное собрание, блестящие балы которого были очаровательны. Он любовался танцующими и получал огромное удовольствие от этого яркого зрелища.

 

Танец. (Вальс исполняют уч-ся 4 "Б" класса)

25  слайд – в  1827 г…

3-ий уч.

В Москве в университетские годы ещё более расширился кругозор любознательного юноши. Там сформировались убеждения, идеалы, вкусы Лермонтова.

26  слайд – Царское  Село.

4-ый уч     

Там же юный Лермонтов обратился к героическим страницам русской истории, славным событиям недавнего прошлого, Отечественной войне 1812 года.

27  слайд – Будучи  офицером…

5-ый уч.    

 И именно в Москве Лермонтову открылось его призвание. В Московский период он написал широко известные стихотворения: «Жалобы турка», «Монолог», «Желание», «Ангел» и многие др..

28  слайд – Лермонтов  был… влюбчивый…

1-ый уч.              

Кроме выше сказанного в Москве Лермонтов пережил «тревоги души».

29  слайд – «Мои  неясные  мечты…»(Дамы  сердца)

Мимолётная влюблённость в черноокую красавицу Екатерину Александровну Сушкову и бурное увлечение Натальей Фёдоровной Ивановой получили отражение в творчестве Лермонтова.

30  слайд – «Мы  случайно…»(Лопухина)

2-ой уч.     

Но особым настроением отличаются стихи, посвящённые Варваре Александровне Лопухиной, самой глубокой сердечной привязанности поэта.

 

Звучит  романс «Мадригал»

(исполняет  Черепушкина  И.М.)

 

 

Без  вас  хочу  сказать  вам  много

При  вас  я  слушать  вас  хочу;

Но,  молча,  вы  глядите  строго,

И  я  в  смущении  молчу.

 

Что  ж  делать?  Речью  не  искусной

Занять  ваш  ум  мне  не  дано…

Всё  это  было  бы  смешно,

Когда  бы  не  было  так  грустно.

 

31  слайд – «Москва, Москва!..»

3-ий уч.      Да… Москва, с её архитектурным обликом, обычаями и нравами, была любима поэтом и получила многообразное отражение в творчестве Лермонтова.

 

Включатеся телевизор . Третий вопрос задает

библиотекарь  МОУГ № 2 Погребняк  Л.М.

32  слайд – Петербург.

 

Добрый день, уважаемые любители поэзии Лермонтова! Ни в одной литературе мира не бывало такого! Гибнет величайший поэт страны А.С.Пушкин. И в этот же час является на смену другой, ставший преемником гения в литературе. Хотелось бы услышать стихотворение «Смерть поэта» и узнать, чем интересна жизнь великого Лермонтова в Петербурге.

 

Группа детей, ответственная за Петербург . (В процессе ответа учащихся идет показ слайдов с изображением Петербурга.

33 слайд - арка

 

1-ый уч.    

Спасибо за вопрос. Благодаря ему, продолжаем наше путешествие и вслед за Лермонтовым, который вместе с бабушкой покинул Москву, переезжаем в Петербург.

34  слайд – памятник Лермонтову.

2-ой уч.     

Петербург – город ранней зрелости великого русского поэта и его творческого расцвета. Там он, в общей сложности, с перерывами, провёл более семи лет.

35 слайд – знаменит в  свете.

3-ий уч.     

Естественно, что быт и нравы жителей этого города, людей разных сословий, острые социальные контрасты, присущие этому городу, нашли отражение в творчестве Лермонтова.

36  слайд – школа  юнкеров.

4-ый уч.    

Два года Лермонтов провёл в военной школе, где царила суровая, бессмысленная муштра, где запрещалось думать и читать книги «литературного содержания». Ему было 20 лет, когда он окончил военную школу. Ему предстояла суетливая жизнь гвардейского офицера. Но мечтал он не о такой жизни.

37 слайд – портрет.

5-ый уч.     Все годы, находясь в Петербурге, он много писал, но печатать свои произведения не хотел – ему всё казалось, что он не написал ничего хорошего.

38 слайд – «Там  он  творил…»

1-ый уч.    

И в начале 1837 года он написал стихотворение «Бородино», в котором старый русский солдат рассказывает молодым о Бородинском бое, о той великой любви русского народа к Родине, которая всегда помогала и помогает в борьбе с врагами.

39 слайд – 10  февраля  1837 г.

2-ой уч.     

Это первое стихотворение, которое он хотел показать Пушкину, но не успел. 10 февраля 1837 года Пушкин погиб на дуэли. И тогда, когда он погиб, именно из Петербурга на всю Россию прозвучал гневный приговор убийцам – стихотворение Лермонтова «Смерть поэта».

40 слайд – «Погиб  поэт!..»

Чтение стихотворения «Смерть поэта».

 

3-ий уч.     

Кто-то из врагов Пушкина написал под стихотворением «Воззвание к революции!» - и отослал в Зимний дворец к самому царю.

4-ый уч.    

Царь, узнав, что автором стихов является корнет императорской гвардии М.Лермонтов, приказал отправить поэта на Кавказ, в армейский полк, в экспедицию против горцев. Лермонтова посылали под пули горцев в надежде навсегда избавиться от беспокойного поэта.

41  слайд – «Маскарад»

Звучит  вальс  из  оперы  «Маскарад»  (драма    Лермонтова) 

42  слайд – портрет – Кавказ.

5-ый  уч.(на  фоне  музыки)

Как  я  любил,  Кавказ  мой  величавый!

Твоих  сынов  воинственные  нравы,

Твоих  небес  прозрачную  лазурь!

 

 

Включается телевизор. Четвертый вопрос задает заведующая  библиотекой  МОУГ № 2 Чекулаева  Е.В. 

Здравствуйте. Наш город Новокубанск находится не так далеко от того места, на котором пал жертвой светских предрассудков один из самых выдающихся гениев русской земли. При воспоминании об этом великом человеке и писателе невольно вспоминаешь одно место из стихотворения Надсона:

Не говорите мне: " Он умер" - он живет.

Пусть жертвенник разбит – огонь еще пылает,

Пусть роза сорвана – она еще цветет,

Пусть арфа сломана – аккорд еще рыдает.

 

Ваше  путешествие, ребята, очень  увлекательное  и  в  то  же  время  познавательное. Я  надеюсь,  что вы  не  обойдёте  стороной  тот  волшебный  край, который поразил лучшими и благодатнейшими впечатлениями поэтическую душу нашего любимого поэта. Вы не против    оказаться  на  Кавказе?

 

Группа детей, ответственная за Кавказ . (В процессе ответа учащихся идет показ слайдов с изображением Кавказа.

 

43  слайд – Лермонтовский  Кавказ.

1-ый уч.              

Конечно, мы не против  отправиться на Кавказ, ставший колыбелью поэзии М.Ю.Лермонтова.

2-ой уч.

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный,

На севере в стране тебе чужой

Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!

 

3-ий уч.          

Первая встреча Лермонтова с Кавказом произошла ещё в детские годы, но с тех пор этот край навсегда стал для Лермонтова источником вдохновения.

4-ый уч.    

Гордые и свободолюбивые горцы вызывали у Лермонтова всегда живой интерес. Это в них он угадывал прообразы героев своих романтических поэм.

 

 

44  слайд – дорога  на  Кавказ.

5-ый уч.              

И после первых поездок на Кавказ, где бы Лермонтов ни находился: в Москве, в Петербурге, образ Кавказа всегда сопровождал его, волновал чувства и воображение.

45  слайд – Кавказ…

1-ый уч.

Лермонтов рано осознал, что Кавказ – край не только экзотики, но и человеческих трагедий:

Кавказ! Далёкая страна!

Жилище вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!

46  слайд – чудесная  природа  Кавказа.

2-ой уч.

Сосланный на Кавказ в 1837 году Лермонтов проехал всю Кавказскую линию, был в Тамани, а затем отправился по военно-грузинской дороге в Грузию. Впечатления от этих путешествий нашли отражение в лермонтовских поэзии и прозе.

47  слайд – комната  Лермонтова.

3-ий уч.     

«Мцыри». «Дары Терека», «Беглец», «Герой нашего времени» и другие произведения были созданы после первой ссылки.

48  слайд - …война  с  горцами.

4-ый уч.    

А в 1840 году, во время второй ссылки на Кавказ, поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории нынешней Чеченской республики  и Дагестана.

5-ый уч.       

 И кубанский краевед, журналист Александр Сиденко так представил нам картину, рисующую жизнь Лермонтова на войне:

49  слайд – «Сражался…»

 

Сражался Лермонтов в Чечне,

Где Терек гонит вал,

На карабахском скакуне

Бросался на завал.

50 слайд      Он в горы шёл, где зной морит,

На бой, как офицер,

И брал не раз лихой мюрид

Поэта на прицел.

Где, как кинжал, горит Казбек,

Таил стиха мечту,

С отрядом в сотню человек

Штурмую высоту.

51  слайд    Нет, не аулы жечь до тла –

- Он мир воспеть хотел

Он из солдатского котла

Со всеми вместе ел.

В привал на голой спал земле

С солдатами о бок

И был тот –

В предрассветной мгле –

Сон, как провал, глубок.

И снилось –

Вплоть как рассвело –

Любимое до слёз:

Поля далёкое село –

Край песен и берёз,

Край детских лет,

Что мил и чист,

Ведь в дымке голубой…

Но вот трубит,

Трубит горнист.

Поход –

И снова бой.

52  слайд – «Валерик»

 

1-ый уч.             

У реки Валерик 11 июля произошло кровопролитное сражение, описанное в известном стихотворении, которое так и называется «Валерик», где показан трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

2-ой уч.     

Надо же, более 160 лет прошло с тех пор, а военные действия на Кавказе продолжают иметь место. Нет-нет, но и вспыхивают огненные конфликты на границах между Россией, Чечнёй, Дагестаном. Вспыхивают там, где выполнял свой офицерский долг М.Ю.Лермонтов с присущей ему смелостью и отвагой, а свои впечатления отражал в стихотворениях, в произведениях живописи и рисунках.

53  слайд – впечатления  в  живописи  и  рисунках.

 

3-ий уч.              

Незадолго до смерти, в последние дни своей жизни, летом 1841 года Лермонтов написал стихотворение «Выхожу один я на дорогу», в котором спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно.

54  слайд – «Приветствую  тебя…»

4-ый уч.              

Он не знал, что изящная дама, встреченная им в Петербурге перед последним отъездом на Кавказ, только вернувшаяся из Италии, красавица и умница, певица Елизавета Шашина положит на музыку его последние исповедальные стихи, чтобы они стали незабываемой песней.

 

Звучит романс «Выхожу один  я  на  дорогу…»

(исполняет  Гусева  Л.И.)

 

Выхожу  один  я  на дорогу;

Сквозь  туман  кремнистый  путь  блестит;

Ночь  тиха.  Пустыня  внемлет  богу,

И  звезда  с  звездою  говорит.

55  слайд – Сцена  из  кавказской  жизни

В  небесах  торжественно  и  чудно!

Спит  земля  в  сиянье  голубом…

Что  же  мне  так  больно  и  так  трудно?

Жду ль  чего?  Жалею  ли  о  чём?

56  слайд – Крестовый  перевал

Уж  не  жду  о  жизни  ничего  я,

И  не  жаль  мне  прошлого  ничуть;

Я  ищу  свободы  и  покоя!

Я  б  хотел  забыться  и  заснуть!

57  слайд – памятник

Но  не  тем  холодным  сном  могилы…

Я  б  желал  навеки  так  заснуть,

Чтоб  в  груди  дремали  жизни  силы,

Чтоб  дыша  вздымалась  тихо  грудь.

58  слайд – Приветствую  тебя…

Чтоб  всю  ночь,  весь день  мой   слух  лелея,

Про  любовь  мне  сладкий  голос  пел,

Надо  мной  чтоб  вечно зеленея

Тёмный  дуб  склонялся  и  шумел.

59  слайд – Дуэль  Лермонтова

5-ый уч.              

Как ни печально, но погиб поэт тоже на Кавказе, Современники понимали, что дуэль Лермонтова с Мартыновым, происшедшая 27 июля 1841 года была не простой дуэлью, а обдуманным политическим убийством.

 

1 чтец.  Его убийца хладнокровно

               Навёл удар…спасенья нет:

                                         Пустое сердце бьётся ровно

               В руке не дрогнул пистолет.

 

60  слайд          2 чтец.   Замолкли звуки чудных песен.

                Не раздаваться им опять.

                Приют певца угрюм и тесен,

                И на устах его печать.

 

3 чтец.    Отчего не понял свет

                 Великого, и как он не нашёл

                 Себе друзей, и как любви привет

                 К нему надежду снова не привёл?

                 Он был её достоин

 

61  слайд          4 чтец.     Прощай, размах крыла расправленный,

                  Полёта вольное упорство,

                  И образ мира, в слове явленный,

                  И творчество, и чудотворство.

 

 

Ария Демона из оперы А.Рубинштейна «Демон»

 

Учитель:

Поэт погиб, когда ему не было и 27 лет. И сегодня, не повторив маршруты Лермонтова (может быть даже и совсем кратко), мы бы не смогли говорить о нём, потому что где бы он ни жил, где бы ни находился, где бы ни создавал свои произведения, он везде оставил свой след. И если вы когда-нибудь окажетесь в тех местах, где творил Лермонтов, старайтесь представить себе всё, как было тогда, при  Лермонтове, и тогда мало-помалу начнёте видеть сквозь пейзаж ХХI века век ХIХ. А если с Вами будет ещё и томик его сочинений, то тогда душа ваша испытает невыразимое наслаждение.

Поверьте нам!

 

Звучит  романс  «Белеет  парус  одинокий…»

(исполняет  Прокопьева  Н.П.  и  вокальная  группа)

62  слайд – портрет

Белеет  парус  одинокий

В  тумане  моря  голубом!..

Что  ищет  он  в  стране  далёкой?

Что  кинул  он  в  краю  родном?

63  слайд – Путешествие…

Играют  волны,  ветер  свищет,

И  мачта  гнётся  и  скрипит…

Увы!  Он  счастия  не  ищет 

И  не  от  счастия  бежит!

64  слайд - титры

Под  ним  струя  светлей  лазури,

Над  ним  луч  солнца  золотой…

А  он,  мятежный,  просит  бури,

Как  будто  в  бурях  есть  покой!

Hosted by uCoz