Классный
час (Проект)
«Воспитание толерантности»
Цель:
Сформировать
у подростков представление о толерантности;
Задачи:
Показать
многоаспектность понятия «толерантность;
Развивать
критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать
свою позицию;
Стимулировать
воображение участников в поисках собственного;
Развитие
творческих способностей.
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Мы такие разные. Но мы вместе»;
«Цветик – семицветик» - символ краевой акции «Ради будущего»,
где каждый лепесток означает одно из направлений
благотворительности; рисунки, эмблемы, выполненные участниками, семейные фотографии.
Ход классного часа.
1. Слово учителя:
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс
неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики,
физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только
за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого
социального класса?
Проблема толерантности принадлежит к числу
актуальных и становится сегодня так называемой модной темой.
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам,
мнениям, идеям, верованиям. Важность этого феномена столь сильна , что в 1995 году ЮНЕСКО
была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие
и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения
и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность
на достижение мира.
Президент нашей страны Д.Медведев недавно подчеркнул, что «толерантность
считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, что
современный культурный человек - это не только
образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый
окружающими».
Наша с вами сегодняшняя задача - сформировать
представление о толерантности, показать многозначность
понятия «толерантность, выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться
подлинно толерантными людьми. Сегодняшний классный час – наше очередное коллективное
творческое дело, где каждый нашел себе занятие по способностям в своей группе, которых
у нас 7.
Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой
культуре термин «толерантность»?
2.Ученик: На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор,
князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах
(и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно
министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но,
несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно
к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы
других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому,
чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
Ученик:
Некоторые ученые связывают появление термина «толерантность» с подписанием Нантского
договора – эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими течениями.
Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская.
В русском языке слово «толерантность» существует
сравнительно недавно, и однозначного толкования этот термин не имеет. Наши ученые
утверждают, что с «толерантностью» также
как и со счастьем – что это такое, каждый понимает по-своему. Чаще всего используют вместо слова «толерантность» слово «терпимость»,
что означает «быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием
чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным».
Учитель: Прежде
чем мы перейдем к обсуждению данной темы, послушайте легенду, которую специально
к нашему мероприятию сочинила Ученица.
3.Ученица: Жила
– была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки.
Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику.
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы
я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не
просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило
землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит:
стоят перед ней семь прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник,- одну зовут Радость,
другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Терпимость, шестую
– Молодость, седьмую – Мудрость.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
-Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши,
и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из
них. Она и будет подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела
в глаза каждой. Задумалась Любовь.
-А кого бы выбрали вы? Почему? (Дети отвечают)
Любовь подошла к девушке по имени Терпимость и протянула ей руку.
-Почему
Любовь выбрала Терпимость?
Учитель: Мы часто хотим быть такими же,
как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно
хорошо, что мы как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно
ценить.
Каждая из 5 групп готовила сегодня своё представление
о толерантности в жизни нашего коллектива, и сейчас мы узнаем, насколько сплочён
наш коллектив общими целями, интересами, пониманием друг друга,желанием прийти на помощь в трудную минуту. Слово 1 группе.
4.
Ученики: 1.Мы
решили выбрать и обсудить такую ветвь толерантности, как образование. Ведь что у
нас, восьмиклассников, общее? Во-первых, учеба, цель которой – получить образование.
Но среди нас есть те, кому нравится математика, другим – история, третьим – химия…Есть среди нас и те, которые совершенно равнодушны к физике,
литературе, физкультуре…Так случилось потому, что у нас разное воспитание, интеллект,
желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент.
2. Обсуждая
с участниками тему, мы пришли к мнению, что девизом нашей команды станут такие слова:
«Знаний много не бывает!» На наш взгляд, человеку толерантному свойственны следующие черты характера:
-Знание себя, т.е. способность относиться к
себе критически, стараться разобраться в своих проблемах, собственных достоинствах
и недостатках.
-Защищенность, т.е. уверенность в себе. Он
не сомневается, что справится с любой возникшей задачей.
- Ответственность. Толерантный человек не перекладывает
ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
- Потребность в определении, стремление к
работе, творчеству, самореализации.
- Чувство юмора. Живо реагирует на шутки, способен посмеяться над
собой.
- Демократичность.
В учебе главные помощники - УЧИТЕЛЯ.
Особо хочется сказать о толерантности наших преподавателей. Мы долго обсуждали эту
тему и пришли к выводу, что толерантный педагог это педагог, который может:-Быть спокойным и уравновешенным,
но не скованным, а свободным и эмоциональным, жизнерадостным и приветливым;
-Иметь свой индивидуальный стиль и стараться, чтобы один урок
не был похож на другой;
-своевременно проявлять чувство юмора;
-Держать дисциплину на интересе к своему предмету, справляться
с трудными ситуациями легко и непринужденно. Вселять в учеников оптимизм;
- Проводить контрольные работы в интересной для учеников форме;
- Поручать делать шпаргалки, но не приветствовать пользование
ими;
- Не спрашивать постоянно одних и тех же;
-Не ставить оценки «от
балды»;
- Не звонить родителям
«по глупостям»;
- Думать о количестве задаваемого;
- Специально задумываться, как предоставить ученику шанс исправить
двойку;
- Улыбаться, шутить, радоваться, передавать ученикам положительные
эмоции.
Как видим, толерантность
в области образования – это не просто отдельно взятое качество, а результативный
фактор взаимосвязанных свойств личности.
Вот наша эмблема, по форме представляющая собой синий лепесток цветка: на фоне классной доски
у глобуса стоят ученик и ученица.
Учитель: Слово
2 группе.
- Се мья для каждого из нас много значит,
потому что мы рождаемся в семье и умирать тоже должны в семье. А человек без родных
– несчастливый человек. Давно, несколько веков назад, великий английский поэт Уильям
Шекспир написал:
Прислушайся,
как дружественно струны
Вступают в строй
и голос подают,-
Как будто мать,
отец и отрок юный
В счастливом
единении поют
Нам говорит
согласье струн в концерте,
Что одинокий
путь подобен смерти.
- Каждая семья имеет
свою биографию. В каждой семье складываются особые традиции, обычаи, есть любимые
вещи, книги, фильмы, блюда, своя лексика (словечки, прозвища, ласкательные имена ) и ещё много всего, из чего создается целый семейный мир. Как
в каждом оркестре есть дирижер, есть исполнители и обязательно есть первая скрипка,
которая выводит основную, главную мелодию,
так и в каждой семье есть дирижер (чаще всего папа ), первая
скрипка ( конечно, мама ) и другие (на ваш
вкус и характер инструменты ) члены семьи.
Накануне мы провели анкетирование, в котором попытались выяснить,
как складываются наши с вами отношения с родителями. Сегодня, проанализировав ответы на вопросы анкеты, мы огласим общее количество
ответов на поставленные вопросы.
1.Делишься ли ты
с родителями своими проблемами?
12 - да, 2 –нет, 15 –иногда.
2.Помогают ли тебе родители в учебе?
19–да, 1 – нет, 9 – иногда.
3.Часто ли ты заслуживаешь похвалы
родителей?
13 – да, 3 – нет, 13 – иногда.
4. Доверяют ли тебе
твои родители?
25 – да, 2
– нет, 2 – иногда.
5.Помогаешь ли ты
родителям в домашних делах?
27 – да,
0 – нет, 2 – иногда.
6.Часто ли родители
говорят с тобой по душам?
9 – да,
6 – нет, 14 – иногда.
7.Родители чаще всего
ругают тебя:
Справедливо –
24, несправедливо – 3, совсем не ругают – 2.
8.Применяют ли они
к тебе физические наказания?
1 – да,
19 – нет, иногда – 9.
9.Могут ли родители
(имеют ли право ) проверять карманы, портфели своих детей,
читать их личные записки?
15 – да, 13 – нет,
иногда – 1.
- В каждой семье есть фотоальбомы, хранящие память
о целых поколениях родных и близких. Эти фотолетописи
дают удивительную возможность перенестись без помощи машины времени в какие – либо
мгновения жизни - своей или чужой, испытать то, что уже давно забыто.
К сожалению, а может быть, к радости, фотографии сейчас можно хранить на
электронных носителях, способных вместить во много раз больше, чем обычный альбом. И всё же старые
снимки заключают в себе какую-то особую теплоту, они пахнут… жизнью, что ли пахнут.
Их можно держать в руках и осязать те мгновения,
которые замерли, остановились… Из своих семейных альбомов
мы выбрали самые, на наш взгляд, интересные фотографии. Вот они. (Демонстрируют
фото и вешают их на доске).
- Толерантность, на мой
взгляд, в семье, исходя из всего сказанного, заключается в способности терпеть кого
– то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего
– либо, кого – либо, желание что либо делать вместе.
- Наша группа, участвуя в коллективном творческом
деле, пришла к выводу, что счастье в том,
чтобы быть полезным сегодня братьям и сёстрам, папе и маме, завтра - товарищу,
послезавтра - Родине.
- Эмблема нашей группы – на фиолетовом лепестке с надписью «Тёплый лучик в каждый дом!» мы изобразили
традиционную семью со своими традициями, укладом, историей,
бытом.
Учитель: Слово
3 группе.
-Наш класс – маленькая семья, и хотелось бы,
чтобы в нашей семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор,
ни ругани, чувствовалась бы забота о каждом. На сегодняшний день мы все бодры, веселы,
сыты – одним словом, здоровы. Наверное, поэтому мы редко задумываемся о самом главном
– здоровье, ведь нас окружают здоровые друзья, одноклассники, учителя. Нам трудно
представить, что может быть иначе.
- Как же мы
радуемся, когда нам сообщают о том, что урока не будет, потому что учитель заболел, не задумываясь
о том, что поступаем вовсе не красиво. Заболел одноклассник, и мы не всегда звоним, чтобы
подбодрить его, не навещаем, хотя каждый из нас наверняка бывал в такой ситуации.
- Сегодня я хочу рассказать о нашей с вами ровеснице, которая учится у нас
в гимназии. Зовут её Настя Хонина, она осваивает курс 9 класса, находясь на домашнем
обучении. Дело в том, что Настя самостоятельно ходить не может и передвигается на
инвалидной коляске. Какое – то время она пребывала в состоянии депрессии оттого,
что она не такая, как мы с вами. Затем родные , учителя,
друзья, которых, к счастью, оказалось немало, привили ей вкус к жизни и радость
от того, что ты живёшь. Настя увлеклась учебой
и 5- 8 класс закончила на «отлично», стала осваивать ставший модным дизайн
интерьера, украсив родной дом разными оригинальными поделками, но самое главное
– она стала заниматься тяжелой атлетикой. Она лёжа поднимает штангу весом 65 килограмм, это больше,
чем весит она сама. Последние годы тренируется Настя в городе Армавире, участвуя в городских, краевых и даже всероссийских соревнованиях
параолимпийцев, занимая только призовые места.
Побывала Настя в Америке, в Германии, проходя
курсы лечения и реабилитации.
Наша гимназия гордится такими учениками.
Мы, здоровые люди, но, к сожалению,
не всегда можем заставить себя сделать что – то, ленимся, капризничаем, придумываем
причины, чтобы только не трудиться.
Но мы здоровы и должны ценить это.
- Девиз: «Пусть все дети будут здоровы», эмблема
– зеленый лепесток с изображением ребенка – инвалида в окружении здоровых детей.
Учитель: В этом
учебном году главным направлением в нашей
с вами работе должен стать спорт. Но ведь мы на протяжении всего времени стремимся
быть сильными, смелыми, ловкими. В нашем классе есть ученики, которые добились побед
в разных видах спорта. Им и слово.
Ученик
– спортсмен: Вот уже 5 лет я занимаюсь спортом - хожу
на футбол. На первый взгляд кажется, что никаких особенных усилий для достижения хороших результатов я не прикладываю.
Но мои близкие, друзья знают, о частых многочасовых тренировках, перед соревнованиями – ежедневными, порой изнуряющими.
Поначалу было очень трудно, но я быстро втянулся, научился планировать режим дня.
Футбол помогает мне в жизни: в учебе, в делах, в отношениях с близкими и друзьями.
Моим тренером и наставником является Нерсесян
Владимир Амаякович.
Благодаря ему, за последние 2 года я неоднократно
становился членом футбольной команды, участвующей в районных, краевых соревнованиях – турнирах.
Призовые места наша команда заняла за игры на кубок Горбатко, на кубок губернатора.
Моей целью является поступление в специализированный
спортивный интернат г. Краснодара для дальнейших занятий футболом, на днях я буду
участвовать в отборе - смотре. Пожелайте
мне удачи.
Мой девиз: «Стань первым!», эмблема – на желтом
лепестке – чемпион с олимпийским огнём.
Учитель: Наш дружный
коллектив на протяжении всех лет обучения в гимназии с удовольствием участвует в самых разных творческих конкурсах.
Среди нас есть дети, которые учатся в музыкальной и художественной школе. Наши юные таланты выручают классный коллектив,
выступая на сцене во время мероприятий ДДО «Бригантина». Мы их объединили в 6 группе.
Им слово.
Учитель: Следующая 7 группа подготовила мультимедийную презентацию «Мы такие разные. Но мы вместе». Она рассказывает
о нас, членах детской добровольной организации «Бригантина», о новом поколении молодежи
Кубани. Фотофакты для этой презентации мы собираем с тех
пор, как стали «робинзонами», перейдя в 5 класс. Давайте её посмотрим.
Просмотр мультимедийной
презентации «Мы такие разные. Но мы вместе»
Девиз: «Молодежь Кубани – это сила!»,
эмблема – на оранжевом лепестке – группа инициативных юношей и девушек с транспарантами
в руках
Учитель: Подводя итог нашему сегодняшнему мероприятию,
хочу показать наглядно, что мы получили в итоге. (Переворачивает рисунки – лепестки
и получает цветок с семью лепестками). Ребята,
перед нами «Цветик – семицветик» - символ краевой акции «Вместе поможем детям», созданная по инициативе
администрации края и лично губернатора А.Ткачева. Эта программа призвана поддержать
тяжелобольных детей и детей – инвалидов, которые нуждаются в медицинской помощи
и домашней реабилитации, в диетическом питании, в дистанционном обучении, развитии
творческих и спортивных способностей, то
есть во всём, что поможет им жить полноценной жизнью, чувствовать себя нужным обществу.
Каждый лепесток означает одно из направлений благотворительности:
зеленый – медицинская помощь, синий – дистанционное обучение, фиолетовый – семейная
политика, красный – помощь детям из малообеспеченных
семей, оранжевый – поддержка молодежи края, желтый – поддержка спортивно одаренных
детей, голубой – поддержка юных талантов в творческой сфере.
16 ноября отмечается Международный день толерантности.
Эта дата важна для существования и развития человеческого общества, потому что современный
культурный человек – это тот, кто обладает чувством самоуважения и которого уважают окружающие, ведь толерантность
считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека. В
этот день мы продолжим сегодняшний разговор
о толерантности.